Consulting
Что делать?
Консалтинговая компания «BenchMark Consulting» (далее, BMC) предлагает новый подход к развитию МСБ республики, через ускоренное развитие 4-х секторов экономики относящихся к сфере услуг: транспорта и логистики, торговли и туризма. К примеру, последние падения цен на нефть и газ, произошедшие из-за политических войн, не сильно повлияли на продукты питания, цены ни сколько не снизились. Это потому что в их производственной себестоимости и в цене их продажи, энергоносители занимают не значительную долю, а спрос на продукты постоянно повышается.
Откуда сейчас в кризис взять деньги на развитие торговли? Я считаю что кроме средств государства, необходимо привлечь средства населения для реформирования действующих базаров в новые форматы торговли. Большая часть населения интуитивно понимает, что эта сфера вряд ли в ближайшее время может потерять свою инвестиционную привлекательность. Население готово вкладывать свои сбережения не в призрачные пенсионные и инвестиционные фонды, а в реально действующую сферу торговли и услуг. Мы должны создавать собственные торговые сети новых современных форматов с высокой степенью интеграции с международными торговыми сетями и создать эффективную систему кооперации деятельности в этих сетях МСБ республики. Такие сети будут готовы конкурировать с мировыми лидерами торговли и активно использовать достижения ИКТ и современные методы маркетингового продвижения продукции. Целью таких структур должно стать системное выстраивание деятельности МСБ в организованные цепочки поставок и продаж.
Сегодня большая часть выручки этих розничных точек в местах общественной торговли и базарах проходит мимо банков и кассовых аппаратов, создавая теневой оборот наличности. В реальности объем продаж с 1 кв. метра в открытых торговых точках не ниже чем в официальной торговле и надо обязательно учитывать, что это часть само занятого населения то, что мы называем малым бизнесом. Однако операционные затраты таких точек в процентах к выручке, значительно выше чем в торговых сетях. Необходим системный государственный подход к созданию условий по сокращению этих затрат. Мы должны создать новый высокоэффективный сервисный подход к оказанию услуг и предложить его малому и среднему бизнесу в обмен на вывод их доходов из тени. Это позволит изменить динамику роста объемов торговли в сторону их резкого увеличения, значительно выше прогнозных.
Консалтинговая компания BMC, абсолютно уверена, что только широкая интеграция и кооперация рынка розничной торговли ее сегментация по вертикали и горизонтали на сервисно ориентированной торговой площадке организованной в виде кластеров с использованием технологий интернета и обеспечением безопасности ведения прозрачного бизнеса, позволит повысить налоговые поступления. Для того чтобы привлечь МСБ на такую площадку надо создать специальный налоговый режим для ее участников по типу специальной экономической зоны но только для того объема который будет проходить через эту площадку. В то же время внедрение таких сервисных площадок обслуживающих малый бизнес и представляющий ему дешевые и качественные сервисы с уже зашитыми в них успешными способами и методами ведения торговой деятельности вызовет рост предпринимательской активности молодого населения страны. Активность возрастет за счет снижения порогового значения вхождения в торговый бизнес и использования партнерских продаж. Для ведения бизнеса, на электронной торговой площадке нового формата предлагаемого BMC, требуется только умение пользоваться смартфоном, который сегодня есть уже у каждого ребенка и подключение к интернету. На площадке информация о товарах и услугах находится в свободном доступе, в продаже может участвовать практически каждый гражданин. Партнеру надо лишь прочитать условия продажи товара или услуги, пройти небольшой тест на профпригодность, открыть свой счет в системе и получать доходы от осуществленных им продаж.
Создание современных товаропроводящих сетей по примеру Национальной товаропроводящей сети «BMC Agro» расположенной на платформе http://www.bmcsales.kz/, позволяет проводить постоянное обучение партнеров сети новым методам и способам торговли с использование современных инструментов зашитых в сервисы платформы. Практически теперь малому предпринимателю ненужно специально изучать маркетинг и продажи, это все ему предоставляется в виде сервисов платформы. Такой подход к ведению бизнеса наиболее подходящий к условиям Казахстана с большими расстояниями и малой плотностью населения. Система в условиях любых кризисов и резких рыночных изменений обладает высокой выживаемостью и приспосабливаемостью, так как состоит из многих звеньев обладающих значительной самостоятельностью. С другой стороны она легко информируема и управляема в случае необходимости объединения усилий многих, для достижения единой для всех цели.
Для страны стратегически важно создать идеальные условия для работы малого и среднего бизнеса путем предоставления ему качественных и недорогих услуг. Это возможно используя облачные технологии для предоставления сервисов максимальному числу предпринимателей на единой платформе, которая ни в коем случае не должна управляться государственными структурами, т.к. изначально должна быть сервисно-ориентированной и направленной на достижение коммерческого результата.
Частным примером идеи организации товаропроводящей сети является Концепция развития плодоовощного кластера, представленная на рассмотрение Минсельхоза во время презентации в июне месяце 2015 года. После чего в Национальной палате предпринимателей был проведен селектор с обсуждением этой темы. Ранее эта Концепция была поддержана Ассоциациями плодоовощных предприятий трех среднеазиатских республик Казахстана и России как базовая для развития отрасли.
Большим подспорьем в этом плане может стать объединение торговых сетей и предприятий торговли и особенно малого среднего бизнеса на единой информационной площадке, такой как платформа универсальных сервисовhttp://www.bmcsales.kz/,на которой расположена Национальная товаропроводящая сеть BMC Agro http://ncdn.kz/и которую предлагает к использованию компания BMC. При этом ни от государства ни от компаний участников не требуется никаких инвестиций. Только в случае если какой-либо торговой сети, необходима будет разработка какого-то специфичного функционала являющегося особенностью только этой компании или группы компаний, необходимого именно ей и который не может входить в функционал универсальных сервисов платформы.
Компания BMC предлагает новую концепцию развития рынков (базаров) с применением новых подходов к организации цепей поставок и с новым современным распределением уровней ответственности между всеми участниками с внедрением общих корпоративных правил торговли для каждого такого торгового кластера. Регионального торгового кластера включающего в себя поставщиков товаров и услуг, сети реализации и мелкооптовых потребителей. Более того что ИКТ и интернет позволяют предоставить новые возможности увеличения торгового оборота и сокращения различного рода издержек. Это несомненно даст значительные конкурентные преимущества участникам подобного кластера. Конкуренция выйдет на уровень кластеров, т. е. на уровень различных товаропроводящих сетей и чем выше в сети уровень интеграции и кооперации, тем более конкурентная товаропроводящая сеть. При этом кластеры не только могут конкурировать, но и объединятся для решения тех или иных насущных проблем актуальных в текущем или долгосрочном периоде. Все это даст значительный толчок развитию экономики в целом, так как объединение деятельности предприятий различных отраслей вооруженных современными технологиями управления зашитыми в простые и понятные универсальные сервисы единой платформы http://www.bmcsales.kz/, позволит получит мультипликативный экономический эффект.
Генральный директор
ТОО «BenchMarkConsulting» Аскер Башеев